АФХД
Бизнес-планирование
Бухгалтерский учет
ВЭДП
Делопроизводство
ИОУД
Маркетинг
Менеджмент (основы)
Менеджмент инновационный
Менеджмент кадров
Менеджмент оперативный
Менеджмент стратегический
Менеджмент финансовый
Менеджмента история
Налоги и налогообложение
ПРПД
Психология и педагогика
Психология конфликта
Психология поведения
Психология социальная
Психология управления
Риторика
Статистика
ФДОК
Экономика организации
Экономическая теория

Полезные советы

Организационное поведение
Значение изучения организационного поведения и предпосылки его возникновения

I.Предпосылки возникновения науки организационное поведение
II.История возникновения организационного поведения как науки
III.Предмет и задачи организационного поведения

I.Предпосылки возникновения науки организационное поведение.

На протяжении практически всего ХХ века основной задачей менеджеров были в основном реструктуризация производства, его техническое переоснащение в целях снижения затрат и повышения конкурентоспособности. Однако эти меры не всегда имели длительный положительный результат. Все чаще приходится сталкиваться с человеческим фактором (природой человека). Новых решений, ориентированных на человека потребовали два фактора.

  • Новая нарождающаяся рабочая среда:
    • переходы от иерархических организаций к многообразию организационных форм;
    • замена узкоспециализированных работников с низкой квалификацией на работников с широкой специализацией;
    • замена вертикального труда горизонтальным;
    • проблема оказания услуг вышла на первое место по сравнению с производством.
  • Координально-меняющаяся окружающая среда:
    • глобальная единая мировая экономика;
    • новые этапы в эре информатизации;
    • качество продукции, услуг выходит на первое место в конкурентом преимуществе;
    • преобладание в развитых странах дискриминируемой ранее рабочей силы (женщины, выходцы из стран Африки, Азии, пожилые люди).
НАЗАД

II.История возникновения организационного поведения как науки.

Поведенческий аспект менеджмента признавался всегда (Тейлор, Файоль, Форд), но человеческому измерению отводилась второстепенная роль по сравнению с планированием, контролем и т.д.

Исторической вехой в формировании поведенческого подхода был Хоуторнский эксперимент (начался в 1924 году, проводил Элтон Мейо).
1 стадия
- ученые пытались установить связь между интенсивностью освещения и производительностью труда. Этой связи установить не удалось, то есть человеческая составляющая вышла на первый план.
2 стадия
- участок по сбору реле. Изучение потребностей (продолжительность рабочего дня, перерывы на отдых, системы оплаты труда) и их влияния на производительность труда. В эксперименте были задействованы женщины-сборщицы реле. Эксперимент показал рост производительности труда, но, когда условия труда вернули к прежним, производительность труда продолжала расти.
3 стадия
- осуществлялись исследования в помещении для сборки устройств банковских сигнализаций. Здесь исследователи столкнулись с препятствиями со стороны трудового коллектива, который сам себе определял норму выработки. Экспериментальной группе посредством нормирования труда была установлена научно-обоснованная норма 2,5 устройства в день. Но у рабочих было свое мнение относительно норм. Они считали правильную норму равную двум. Ученым не удалось никакими способами добиться производительности равной 2,5. Давление неформальной группы возобладало над системой социального стимулирования.

Основными открытиями эксперимента стали важность поведенческих и Хоуторнский эффект. Хоуторнский эффект - условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводит к искаженному результату. Великое открытие Мейо, связанное с Хоуторнским экспериментом заключается в том, что социальные и психологические факторы оказывают на производительность труда более сильное влияние, чем физические. Но при условии, что сама организация работ уже достаточно эффективна.

НАЗАД

III.Предмет и задачи организационного поведения.

Организационное поведение - наука, изучающая поведение людей в организации и то, каким образом это поведение влияет на эффективность организации. Основными компонентами изучения являются индивид, группа, организация. Предметом организационного поведения являются основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в организации, то есть в условиях совместного труда и межличностного общения.

Задачи организационного поведения:

  • организационное поведение - метод (изучения, понимания, влияния);
  • четкая ориентация на личность (в центре внимания - люди, их восприятие, способность к обучению, их взаимоотношения);
  • направленность на результативность.
  • В концепцию организационного поведения входят понимание и прогнозирование человеческого поведения и прогнозирование человеческого поведения, а также управление им.

    НАЗАД



    Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100      
    SB-manage.ru © 2001-2013 by Алексей Савченко
    Hosted by uCoz