АФХД
Бизнес-планирование
Бухгалтерский учет
ВЭДП
Делопроизводство
ИОУД
Маркетинг
Менеджмент (основы)
Менеджмент инновационный
Менеджмент кадров
Менеджмент оперативный
Менеджмент стратегический
Менеджмент финансовый
Менеджмента история
Налоги и налогообложение
ПРПД
Психология и педагогика
Психология конфликта
Психология поведения
Психология социальная
Психология управления
Риторика
Статистика
ФДОК
Экономика организации
Экономическая теория

Полезные советы

Бухгалтерский учет
Предмет и метод бухгалтерского учета

I.Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета
II.Классификация хозяйственных средств по составу и размещению
III.Классификация хозяйственных средств по источникам образования
IV.Нормативное регулирование учета

I.Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет как экономическая наука имеет свой предмет и метод. Содержание предмета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов. Бухгалтерский учет изучает хозяйственную деятельность предприятия, которая состоит из трех процессов:

  • процесс снабжения - состоит в том, что предприятие обеспечивается оборудованием, материалом, запчастями, топливом и т.д.;
  • процесс производства - состоит в том, что предприятие производит готовую продукцию, оказывает услуги, выполняет работу;
  • процесс реализации - предприятие продает готовую продукцию покупателям, сбывает услуги и работы заказчикам.
  • Все три процесса постоянно сменяют друг друга, создают непрерывный кругооборот хозяйственных средств. Таким образом предметом бухгалтерского учета являются хозяйственные средства и хозяйственные процессы.

    Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, которая отражает совокупность имущества по составу и размещению обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.

    Метод бухгалтерского учета - ряд приемов и способов, применяемых в учете при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие элементы:

  • документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, которое придает юридическую силу данным бухгалтерского учета;
  • инвентаризация - уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату;
  • счета бухгалтерского учета - способ текущего, взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно-однородным признаком в денежном выражении, а также натуральным и трудовым показателем;
  • двойная запись на счетах - взаимосвязанное отражение хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно отражается по дебету одного счета и кредиту другого на одну сумму;
  • денежная оценка - денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период организации в целом;
  • калькуляция - группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции, работ и услуг;
  • бухгалтерский баланс - источник информации, который представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению и источникам формирования, выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату (баланс состоит из двух частей: актив и пассив);
  • бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
  • НАЗАД

    II.Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

    Все имущество предприятия подразделяется на несколько групп

    • Основные средства (01) - совокупность материально-вещественных ценностей, которые используются в качестве средств труда при производстве продукции, оказании услуг и выполнении работ, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев. К основным средствам относятся: здания, сооружения, земельные участки, машины и оборудование, объекты природопользования и др. То есть предметы, служащие более одного года и предметы, которые имеют стоимость на дату приобретения более стократного размера минимальной месячной оплаты труда. Организация имеет право не чаще одного раза в год переоценивать объекты основных средств либо путем индексации, либо путем прямого пересчета по рыночным средствам.
    • Нематериальные активы (04) - объекты длительного пользования (более 1 года), имеющие оценку и приносящие доходы, но не являющиеся вещественными ценностями для организации. К нематериальным активам относятся: право пользования патентами, лицензиями, компьютерными программами, расходы на рекламу и др.
    • Доходные вложения в материальные ценности (03) - имущество, предоставляемое организацией для передачи в лизинг по договору проката за плату во временное пользование с целью получения дохода.
    • Вложения во внеоборотные активы (08) - затраты организации в объекты, которые в последствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
    • Финансовые вложения (58) - вложения организаций на приобретение государственных и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, а также инвестиции в уставный капитал других организаций.
    • Оборотные средства делятся на две части:
      • предметы труда (сырье, материалы, топливо и т.д.), которые теряют свою натуральную форму, полностью переносят свою стоимость на продукцию и потребляются в одном производственном цикле (счета 10, 20, 21, 23 , 29, 46);
      • готовая продукция и товары для перепродажи (счета 41 и 43).
    • Денежные средства (50 - касса, 51 - расчетный счет, 55 - специальные счета в банках, 57 - переводы в пути) - сумма наличных денег в кассе, свободные на расчетных и валютных счетах в банке.
    • Дебиторская задолженность (62 - расчеты с покупателями и заказчиками, 70 - расчеты с персоналом по оплате труда, 71 - расчеты с подотчетными лицами, 76 - расчеты с разными дебиторами и кредиторами) - задолженность организации юридических и физических лиц за товары, услуги, продукцию по выданным авансам, суммой за подотчетными и другими лицами.
    НАЗАД

    III.Классификация хозяйственных средств по источникам образования

    Средства по источникам образования делятся на собственные и привлеченные. Собственные - средства, принадлежащие предприятию. К ним относятся: уставные, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы (собственный капитал, фонды, резервы, амортизация, бюджетное финансирование и средства в порядке дарения).

  • Уставный капитал (80) - основной источник формирования собственного имущества организации; совокупность вкладов в денежном выражении, учредителя в имущество организации при ее создании; основной источник обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Эта сумма отражается в уставе организации и поэтому называется ставным капиталом. Размер уставного капитала может быть изменен по решению учредителей организации и измененная сумма должна быть обязательно внесена в учредительные документы.
  • Резервный капитал (82) - создается за счет отчислений от чистой прибыли. Размер резервного капитала определяется уставом акционерного общества. В резервный фонд должны отчисляться ежегодно не менее пяти процентов годовой прибыли. Резервный капитал используется при выплате доходов учредителям (при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года), на покрытие непредвиденных расходов и потери организации за отчетный год, а также для погашения облигаций организации. Остатки неиспользованных средств фонда переходят на следующий год.
  • Добавочный капитал (83) - состоит из прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемых по результатам его переоценки, возникающих в случае продажи акции по цене, превышающих их номинальную стоимость.
  • Нераспределенная прибыль (84) - включает нераспределенную прибыль отчетного года. Средства 84-го счета могут распределяться на выплату доходов учредителя, на обеспечение производственного развития организации, приобретении нового имущества и отчисления в резервный фонд.
  • Резервы под снижение стоимости материальных ценностей (14), резервы по обесцениванию вложений в ценные бумаги (59), резервы по сомнительным долгам (63) - создаются за счет прочих доходов (91). Неиспользованные резервы также списываются на 91 счет.
  • Доходы будущих периодов (98) - доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, предстоящие поступления, задолженности по недостачам, которые были выявлены в отчетном периоде, а также в безвозмездном поступлении.
  • Резервы предстоящих расходов (96) - создаются за счет внутренних ресурсов путем равномерного включения предстоящих расходов, затраты на производство и в расходы на продажу в отчетном году.
  • Целевое финансирование (86) - предназначен для финансирования мероприятий целевого назначения.
  • Прибыли и убытки (99) - обобщающий показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия и главный источник формирования средств предприятия.
  • Заемные источники формирования имущества поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечению которого они должны быть возвращены ее собственнику. К ним относят:

  • долгосрочные кредиты и займы банков (67) - выдаются сроком более одного года;
  • краткосрочные кредиты и займы (66) - ссуды, полученные на счет менее одного года;
  • кредиторская задолженность организации (60);
  • внутрихозяйственные расчеты (79);
  • расчеты с поставщиками (60);
  • задолженность для расчета с бюджетом (68) - возникает вследствие разрыва между временем начисления и датой оплаты;
  • задолженность органам социального страхования (69);
  • долговые обязательства предприятий перед своим персоналом по оплате труда (70).
  • Средства по источникам образования располагаются в пассиве баланса, а средства по составу и размещению в активе баланса.

    НАЗАД

    IV.Нормативное регулирование учета

    В настоящее время существует четырехуровневая система нормативного регулирования учета

  • Законодательный уровень - федеральные законы, постановления правительства, указы президента. Руководство бухгалтерским учетом осуществляет правительство Российской Федерации, Центробанк Российской Федерации, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, департамент по надзору за страховой деятельностью.
  • Нормативный уровень - положение (стандарты по бухгалтерскому учету), которые утверждаются в Министерстве финансов Российской Федерации.
  • Методический уровень - инструкции и указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Министерством финансов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (план счетов бухгалтерского учета, инструкции по применению и по заполнению форм отчетности).
  • Организационно-распорядительный уровень - документы, которые разрабатываются самим предприятием и оформляются приказом или распоряжением в виде инструкции (учетная политика организации).
  • НАЗАД



    Бухгалтерия. Услуги сопровождения.

    Составление учетной политики для бухгалтерского и налогового учета в Самаре.

    Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100      
    SB-manage.ru © 2001-2013 by Алексей Савченко
    Hosted by uCoz