АФХД
Бизнес-планирование
Бухгалтерский учет
ВЭДП
Делопроизводство
ИОУД
Маркетинг
Менеджмент (основы)
Менеджмент инновационный
Менеджмент кадров
Менеджмент оперативный
Менеджмент стратегический
Менеджмент финансовый
Менеджмента история
Налоги и налогообложение
ПРПД
Психология и педагогика
Психология конфликта
Психология поведения
Психология социальная
Психология управления
Риторика
Статистика
ФДОК
Экономика организации
Экономическая теория

Полезные советы

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Способы обработки экономической информации

I.Использование относительных и средних величин в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия
II.Способы группировки информации
III.Эвристические методы АФХД
IV.Способы табличного отражения аналитических данных, графические способы анализа
V.Способ сравнения в АФХД

I.Использование относительных и средних величин в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных относительных показателях. Абсолютный показатель характеризует количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной других явлений или с величиной этого явления, но взятой за другой период времени. Относительный показатель получают делением одной величины на другую.

В АФХД используют следующие виды относительных величин:

  • относительная величина планового задания;

плановый показатель текущего года/фактический величина прошлого года

  • относительная величина выполнения плана;

фактическая величина показателя за отчетный год/плановая величина показателя за отчетный год

  • относительная величина динамики;

фактический показатель текущего периода/величина показателя за предшествующий период

Относительные величины динамики = темпы роста.

    • цепные темпы роста - показатель последующего года сравнивают с предыдущим;
    • базисные - каждый показатель сравнивают с показателем базисного года (базисным годом можно считать первый год деятельности предприятия).

Год

Численность персонала

Темпы роста

Базисные

Цепные

1999

54

1

1

2000

61

1,13

1,13

2001

67

1,24

1,09

2002

59

1,09

0,88

  • показатель структуры (удельный вес) - показывают относительную долю составного элемента исследуемого показателя от общей суммы (рассчитывается в процентах);

Объем выпуска продукции

Удельный вес, %

1

100000

30

2

150000

45

3

80000

25

Итого:

330000

100

  • относительная величина координации - соотношение частей целого между собой. Примером может служить соотношение в пассиве баланса предприятия собственного и заемного капитала.

Помимо абсолютных и относительных величин в анализе хозяйственной деятельности используются средние величины. Они применяются для обобщенной характеристики группы однородных явлений по количественному признаку, то есть одним числом характеризуют всю группу объектов.

НАЗАД

II.Способы группировки информации.

Группировка информации - деление изучаемой совокупности объектов на однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от целей анализа используют структурные типологические и аналитические группировки. Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателя и соотношение в нем отдельных частей. Например, с помощью структурной группировки можно изучить состав рабочих по профессиям, стажу работы, по возрасту и т.д. Примером типологической группировки могут быть группы населения по роду деятельности; или группировка предприятий по видам деятельности или по формам собственности. Аналитические группировки используются для определения связей между отдельными изучаемыми объектами. Группировки подразделяются по сложности построения:

  • простые (с помощью которых изучается взаимосвязь между объектами, структурированными по определенному признаку);
  • комбинированные (сначала делятся по одному признаку, а потом внутри каждой подгруппы происходит деление по другим признакам.
  • НАЗАД

    III.Эвристические методы АФХД.

    Эвристические методы АФХД относятся к неформальным методам решения экономических задач. Они используются в тех случаях, когда основным источником получения информации является интуиция ученых и специалистов, работающих в определенных сферах науки и бизнеса. Из них наиболее распространенным является метод экспертных оценок. Сущность этого метода заключается в организованном сборе суждений специалистов по исследуемой проблеме с последующей обработкой полученных ответов. При использовании этого метода проводится опрос специалистов. Такой опрос может быть индивидуальным, коллегиальным, очным или анонимным. Организаторы такого опроса определяют объекты и цели экспертизы, подбирают экспертов (причем компетентных), а затем анализируют и обобщают результаты экспертизы. Разновидности метода экспертных оценок:

  • метод "мозговой атаки" (возникновение идей происходит в творческом споре и личном контакте специалистов);
  • метод "мозгового штурма" (когда одна группа экспертов выдвигает идею, а другая ее анализирует);
  • метод "дельфин" (предусматривает анонимный опрос специалиста по заранее подготовленным вопросам с последующей обработкой ответов).
  • НАЗАД

    IV.Способы табличного отражения аналитических данных, графические способы анализа.

    Результаты анализа, как правило, излагаются в виде таблиц. Таблица - наиболее рациональная и удобная для восприятия форма анализа. Существует три вида таблиц:

  • простые таблицы (где перечисляются элементы характеризуемого объекта);
  • групповые таблицы (данные объединяются в группы по однородному признаку);
  • комбинированные (данные разбиваются на группы и подгруппы по нескольким признакам).
  • Групповые и комбинированные таблицы предназначены для установления связи между изучаемыми явлениями, а простые таблицы просто дают перечень информации об изучаемом объекте. Из графического представления информации наибольшее распространение в анализе хозяйственной деятельности получили диаграммы.

    НАЗАД

    V.Способ сравнения в АФХД.

    Сравнение - научный метод познания, в процессе которого изучаемые явления и объекты сопоставляются с уже известными или изученными ранее с целью определения общих черт, либо различий между ними.

    Типичные ситуации, в которых используется метод сравнения.

    • Сопоставление плановых и фактических показателей. Это сравнение может использоваться для:
      • оценки степени выполнения плана;

    Вид продукции

    Объем производства

    Абсолютное отклонение

    Относительное отклонение

    план

    факт

    А

    300

    327

    27

    109%

    В

    250

    225

    -25

    90%

    (план по продукции А перевыполнен на 9%, а план по выпуску изделия В недовыполнен на 10 %)

      • для проверки обоснованности плановых показателей (для этого используются фактические показатели за 3-5 лет и средние данные этих показателей сравниваются с плановыми показателями текущего года);

    Вид продукции

    Производство продукции за прошлые годы

    В среднем за 4 года

    План на будущий год

    1

    2

    3

    4

    А

    280

    300

    300

    320

    300

    300

    В

    200

    205

    218

    221

    211

    250

    (данная таблица свидетельствует о том, что план по производству продукции А является недостаточно-обоснованным, так как плановый показатель текущего года находится на уровне фактически достигнутых результатов в среднем за четыре года и ниже объема производства продукции за прошлый год)

      • для выявления резервов производства (с этой целью фактические данные об объеме производства и произведенных мероприятиях за год сравнивают с плановым; если план по каким-либо мероприятиям не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства продукции).

    Мероприятия

    По плану

    Факт

    Абсолют.

    Относит.

    1.Внедрение новой технологии

    150

    120

    -30

    80%

    2.Модернизация действующего оборудования

    300

    270

    -30

    90%

    3.Приобретение новой техники

    500

    545

    45

    109%

    (данная таблица свидетельствует о том, что план по производству продукции А является недостаточно-обоснованным, так как плановый показатель текущего года находится на уровне фактически достигнутых результатов в среднем за четыре года и ниже объема производства продукции за прошлый год)

      • для выявления резервов производства (с этой целью фактические данные об объеме производства и произведенных мероприятиях за год сравнивают с плановым; если план по каким-либо мероприятиям не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства продукции).

    Мероприятия

    По плану

    Факт

    Абсолют.

    Относит.

    1.Внедрение новой технологии

    150

    120

    -30

    80%

    2.Модернизация действующего оборудования

    300

    270

    -30

    90%

    3.Приобретение новой техники

    500

    545

    45

    109%

    (не выполнен план по первым двум мероприятиям => это привело к уменьшению производительности труда, а, следовательно, к уменьшению выпуска продукции).

    • Сопоставление фактических показателей с утвержденными нормами. Такое сравнение необходимо для выявления экономии или перерасходов ресурсов на производство продукции. Для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей выпуска продукции и снижения себестоимости.
    • Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых лет. Это дает возможность оценить темпы изменения изученных показателей и определить закономерности развития экономических процессов на предприятии.

    Год

    Валовой выпуск

    Количество рабочих

    Производительность труда

    млн. руб.

    %

    чел.

    %

    млн. руб.

    %

    1999

    3830

    100%

    1094

    100%

    3,5

    100

    2000

    3910

    102%

    1087

    99%

    3,6

    103

    2001

    4030

    105%

    1075

    98%

    3,75

    107

    2002

    4150

    108%

    1064

    97%

    3,9

    111

    2003

    4200

    109%

    1000

    91%

    4,2

    120

    (из таблицы видно, что валовой продукт имеет тенденцию к росту; за пять лет объем производства продукции увеличился на 9%, причем этот прирост обусловлен повышением производительности труда при снижении количества работников)

    • Сопоставление показателей анализа предприятия с достижениями науки и передовыми показателями результатов работы других предприятий позволяет выявить новые возможности производства.
    • Сравнение показателей анализа предприятия со средними показателями по городу или области также дают возможность выявить новые возможности производства.
    НАЗАД



    Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100      
    SB-manage.ru © 2001-2013 by Алексей Савченко
    Hosted by uCoz