![]() АФХД Бизнес-планирование Бухгалтерский учет ВЭДП Делопроизводство ИОУД Маркетинг Менеджмент (основы) Менеджмент инновационный Менеджмент кадров Менеджмент оперативный Менеджмент стратегический Менеджмент финансовый Менеджмента история Налоги и налогообложение ПРПД Психология и педагогика Психология конфликта Психология поведения Психология социальная Психология управления Риторика Статистика ФДОК Экономика организации Экономическая теория Полезные советы |
Финансы, денежное обращение и кредит
Финансы
I.Сущность финансов I.Сущность финансов Термин финансы произошел от лат. financia, означающая доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII-XV в.в. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства. Возникновение финансов обусловлено такими факторами как:
Финансы представляют собой экономические, денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства. Финансы как экономическая категория выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта (стоимость конечных товаров и услуг, произведенных внутри данной страны за определенный период) и национального дохода (вновь созданная стоимость /или стоимость ВВП/ за вычетом потребленных в процессе орудий и средств производства). На стадии производства создаются ВВП и НД. На стадии распределения возникают финансовые отношения. Без участия финансов ВВП и НД не могут быть распределены. Производство имеет четыре этапа: производство, распределение, обмен, потребление. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств. Это касается всех сфер экономических отношений. В результате самостоятельного движения денег образуются фонды: централизованные и децентрализованные в этом выражается материальное содержание финансов. Сравнительная характеристика денег и финансов
Финансовые отношения возникают: II.Финансовые ресурсы Финансовые ресурсы - совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов государства, домашних хозяйств, то есть это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость, и возникают ВВП и НД, поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. Субъекты финансовых ресурсов: макроуровень (государство), микроуровень (хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства). Объекты финансовых ресурсов - финансовые отношения в результате действий, которых образуются целевые денежные фонды: Состав финансовых ресурсов
III.Функции финансов
Распределительная функция Распределение денежных фондов происходит на микроуровне, а на макроуровне происходит перераспределение национального дохода. Необходимость перераспределения национального дохода связано: В результате формируются общегосударственные фонды - бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды. Контрольная функция - сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых и денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственными процессами. Контрольная функция финансов проявляется: Контрольная функция реализуется через: Регулирующая функция - связана с вмешательством государства с помощью финансов в процессе воспроизводства для улучшения качества производственного процесса, увеличения его объема и улучшения материального положения работающих. НАЗАДIV.Финансовая система и характеристика ее звеньев Финансовая система представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются и используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств и государства. Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Финансовые предприятия участвую в создании материального источника всех денежных фондов страны - национальный доход. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, а им принадлежит ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства. Финансы домашних хозяйств лишь недавно включены как звено в финансовую систему. Финансовые отношения населения по формированию и использованию семейного бюджета имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия, а значит и экономическое положение государства в целом. Централизованная сфера находится в собственности государства в соответствии с бюджетным кодексом, вступившим в силу с первого января 2000 года, и включает бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды. Действующая бюджетная система Российской Федерации трехзвенная: Каждый бюджет функционирует автономно, то есть нижестоящий бюджет своими доходами или расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет - статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы: КБ = ФБ + 89РБ + 29000МБ Государственные внебюджетные фонды имеют строго-целевое назначение - расширять социальные услуги населения и включают Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. НАЗАДV.Финансовая политика Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание финансовой политики: Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Задачи финансовой политики: Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами финансово-экономических методов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организаций финансовых отношений. Элементы финансового механизма:
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм первый разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, расходы и доходы бюджеты, бюджетное устройство и финансовое планирование). Регулирующий механизм разрабатывается для финансовые отношений, не затрагивающих прямо интересы государства (характерно для организации внутренний отношений на частных предприятиях и в домашних хозяйствах). Типы финансовой политики: классическая, регулирующая, планово-директивная. Классическая финансовая политика до конца 20-х годов прошлого века была основным типом финансовой политики для большинства стран (основатели: Адам Смит и Дэвид Рикардо). Основное ее направление - невмешательство государство в экономику, сохранение свободной конкуренции и использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов (на военные цели, выплата процентов по государственному долгу и его погашение, управление государством) и налогов. Управление финансовой деятельностью осуществлялось одним органом - министерством финансов. Регулирующая финансовая политика. Основоположником ее является Кейнс и его последователи. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования циклического развития экономики. Разрабатывается финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Главным доходом становится подходный налог. Увеличивается роль финансового кредита, на его основе проводится политика дефицитного финансирования. Изменяется система управления финансами. Возникает несколько самостоятельных специализированных органов, которые занимаются планированием бюджета и бюджетных расходов, финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. * В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная теория - разновидность финансовой политики, не связанная с отказом регулирования как ее цели, но ограничивающая вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Ее основа - государственная собственность на средство производства. Осуществляется прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. НАЗАДVI.Управление финансами Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляет высший законодательный орган власти: Федеральное собрание (Государственное собрание и Совет Федерации). Они рассматривают и утверждают федеральный бюджет Российской Федерации и утверждают отчет о его исполнении, а также рассматривают законы о налогах, сборах и обязательных платежах, кроме того, устанавливают предельный размер государственного и внутреннего долга. Также управлением финансов занимается Министерство финансов Российской Федерации. Задачи МинФина РФ: Департаменты Министерства финансов: Бюджетный, отраслевые (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.), Иностранных кредитов и внешнего долга, Налоговых реформ, Государственных ценных бумаг и Финансового рынка и др. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС) имеет территориальные учреждения (налоговая инспекция). Их задачи: Государственный таможенный комитет (ГТК РФ). Таможенный орган - правоохранительный орган исполнительной власти, наделенный властными полномочиями, выполняющие свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях. Таможенные органы имеют специальные полномочия: С первого июля 2003 года упразднена федеральная служба налоговой полиции, а ее полномочия переданы государственному комитету по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных средств в составе МВД РФ. Задачи налоговой полиции: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |